Средняя школа № 46.
Программа наблюдений на уроке.
Разработал
зам. директора по УВР Беляков Е.В.
Анализ работы учителя на уроке по предупреждению неуспеваемости
учащихся.
Дата___________ Класс ________Предмет ________________Уч-ся в классе ___________ На уроке__________
Ф.И.О. учителя _________________________________ Ф.И.О. проверяющего ____________________________
Цель посещения: определить причину низкой успеваемости учащихся по данному предмету, выяснить, не обусловлена ли низкая успеваемость по предмету отношением ученика к учителю и учителя к ученику, изучить требования учителя к учащимся, выяснить, как в ходе урока учитель опирается на индивидуальные особенности ученика, определить эмоциональный настрой на уроке, отследить, какими средствами формирования интереса к познанию учебного материала пользуется учитель.
Рекомендации: перед посещением урока необходима
предварительная беседа: а) с учителем ( краткая
характеристика класса, эмоциональное состояние и поведение «слабых» учащихся на
уроках, адекватность реакции на полученные оценки, какие методы и приёмы
использует учитель, создаёт ли ситуации успеха, использует ли стимулирующее
оценивание и т.д.); б) со слабыми учащимися ( какие
интересы и склонности имеет ученик, как готовится к уроку, интересно ли на
уроке и т.д.).
№ п/п |
Основные этапы наблюдений |
Оценки за этап |
||
3 |
2 |
1 |
||
1. |
Формулировка ТДЦ и актуализация
значимости нового учебного материала для учащихся |
|
|
|
2. |
Постановка учебной задачи осуществляется с учётом индивидуальных особенностей учащихся ( чёткое определение того, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть) |
|
|
|
3. |
Оказание помощи неуспевающему на уроке в процессе контроля за подготовленностью учащихся: - создание атмосферы особой доброжелательности при опросе |
|
|
|
- снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски |
|
|
|
|
- предложение учащимся примерного плана ответа |
|
|
|
|
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
|
|
|
|
4. |
Оказание помощи неуспевающим ученикам при
изложении нового материала: - применение мер поддержания интереса к усвоению темы |
|
|
|
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала |
|
|
|
|
- привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при подготовке приборов, опытов |
|
|
|
|
- привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
|
|
|
|
5. |
Оказание помощи неуспевающим ученикам в ходе самостоятельной работы на уроке: - ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее |
|
|
|
- напоминание приёма и способа выполнения задания |
|
|
|
|
- указание на необходимость применения того или иного правила |
|
|
|
|
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий |
|
|
|
|
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих |
|
|
|
|
- тщательный контроль за деятельностью неуспевающих, указание на ошибки |
|
|
|
|
6. |
Организация домашней работы слабоуспевающих учащихся: - концентрируется внимание на наиболее существенных элементах |
|
|
|
- разбираются наиболее типичные ошибки |
|
|
|
|
- имеется чёткая инструкция о порядке выполнения домашнего задания |
|
|
|
|
- проверяется степень понимания инструкции слабоуспевающими уч-ся |
|
|
|
- согласуется объём домашних заданий с другими учителями класса, с целью исключения перегрузки |
|
|
|
|
7. |
Контроль за учебной деятельностью слабоуспевающих учащихся- более частый опрос ученика- - проверка всех домашних заданий- - активизация самоконтроля |
|
|
|
8. |
Используются различные формы взаимопомощи на уроке |
|
|
|
9. |
Стиль общения учителя с учащимися: - соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (доступность, эмоциональность, опора на жизненный опыт, наличие общения «на равных» в поисках истины) |
|
|
|
- благоприятный психологический климат в классе |
|
|
|
|
- наличие единых требований и их выполнение |
|
|
|
|
- мимика и жесты учителя, его внешний вид |
|
|
|
|
- тактичность, благожелательность учителя по отношению к ученикам |
|
|
|
|
10. |
Учитель знаком с основными приёмами преодоления неуспеваемости, изложенными в научно-педагогической литературе: - своевременно выявляются образовавшиеся пробелы в ЗУН и организуется их ликвидация |
Выяснить в ходе беседы |
||
|
|
|
||
- своевременно корректируются способы учебной работы учащихся, идёт систематическое обучение учеников общеучебным умениям и навыкам |
|
|
|
|
- учебный процесс организуется так, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению |
|
|
|
Выводы и
рекомендации:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись____________________________
Программа наблюдений разработана
заместителем директора средней школы № 46 Беляковым Е.В. на основе материалов,
опубликованных в журнале «Завуч» в 1998-1999 годах.