Главная Методика изучения темы

Беляков Е.В.

 

Методика изучения темы

«Общая характеристика подгрупп элементов».

 

 

 

Основная задача изучения тем «Общая характеристика подгрупп элементов»  состоит в том, чтобы на примерах строения и свойств простых веществ и соединений, образованных химическими элементами подгруппы, уг­лубить и конкретизировать знания учащихся о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д. И. Мен­делеева.

           К этому времени учащиеся уже владеют знаниями важнейших теоретических вопросов курса химии, поэ­тому большая часть учебного материала может быть изучена дедуктивно. Для этого учащимся следует чаще предлагать за­дания, при выполнении которых они могли бы, изучая новый учебный материал, привлекать ранее приобретенные теоретичес­кие знания, такие, как периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, химическая связь, закономерности протекания химических  реакций, электролитическая диссоциация, окислительно-восстано­вительные реакции, а также решать задачи и проводить хи­мический эксперимент.          Тем самым обеспечивается развитие школьников в процессе обучения.

         Учащимся доступ­но сравнить заряды ядер атомов и число электронов на внеш­нем электронном слое химических элементов под­групп, сопоставить их положение в группах и периодах с другими химическими элементами и сделать выводы о металли­ческих или неметаллических свойствах простых веществ, образо­ванных этими элементами. Учащиеся могут составить формулы высших оксидов и гидроксидов, указать, будут ли их растворы проявлять кислотные или основные свойства. Школьники могут рассчитать относительную плотность газов  по воздуху, опреде­лить вид химической связи между атомами в составленных формулах и предсказать некоторые химические свойства изучаемых простых и сложных веществ.

          В начале урока можно предложить учащимся разгадать кроссворд. Отвечая на вопросы учащиеся повторяют основные теоретические положения, на которых базируется  данная тема. При правильном ответе на предложенные вопросы учащиеся смогут прочитать тему урока  и тем самым провести самооценку своих знаний.

          Для организации самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках помимо учебника, можно использовать информационные карточки, которые учитель готовит заранее (используя возможности компьютерного класса), а также  видеофрагменты учебных или художественных фильмов, которые заранее можно смонтировать в необходимом учителю порядке. Отобранный фрагмент должен быть дидактически обработан. Дидактическая обработка заключается, прежде всего, в подготовке специальных вопросов, заданий, задач, упражнений к фрагменту, которые не дают возможности ученику оставаться пассивным потребителем информации. Дидактическая обработка непосредственно связана с целью включения в урок фрагмента художественного фильма и с его содержанием.

Например, при изучении темы «Фосфор и его соединения» можно зачитать учащимся отрывок из повести А. Конан Дойла «Собака Баскервилей», а можно использовать фрагмент  одноименного художественного фильма.

        Рассмотрим пример использования данного видеофрагмента. Если фрагмент предполагается использовать для создания положительной мотивации к изучению свойств фосфора, то этот фрагмент следует показать до того, как учащиеся познакомятся с аллотропными модификациями фосфора и их физическими  свойствами. Дидактическая обработка в этом случае будет заключаться во вступительном слове учителя, направленном на организацию осознанного просмотра. Например, можно обратиться к знанию учащимися текста произведения английского писателя и к кинематографической версии повести. Затем предложить школьникам просмотреть еще раз фрагмент из этого фильма и попробовать найти в нем научную ошибку. Поскольку девятиклассники еще не знают свойств белого фосфора, на уроке создается проблемная ситуация: учитель просит найти ошибку - учащимся не хватает знаний для выполнения задания. Этот же фрагмент может быть успешно применен для демонстрации свойств веществ, которые не могут быть показаны на уроке из-за отсутствия реактивов (к сожалению, сегодня это беда многих школ), или для того, чтобы показать явление с новой, необычной стороны. Здесь опять необходима специально организованная познавательная деятельность учащихся. В первом случае нужно объяснить, почему на уроке химии реальный химический эксперимент заменен видеозаписью. Во втором случае демонстрация получения белого фосфора, его свечения в темноте и самовоспламенения на воздухе предваряет демонстрацию фрагмента фильма. Чтобы учащиеся не восприняли включение видеомагнитофона как сигнал к окончанию работы на уроке, следует предложить им задание, которое они должны выполнить во время просмотра, например: "Насколько реальны события, показанные на экране? Дайте аргументированный ответ". После просмотра можно обсудить вопрос: "Почему автор повести, получивший медицинское образование и имевший достаточно много знаний о веществах и их свойствах, "допускает" такую грубую ошибку?" Этот же фрагмент можно использовать для проверки знаний учащихся на следующем уроке или в качестве домашнего задания. В любом случае, нужно заранее продумать задания, которые будут предложены учащимся до или после демонстрации видеофрагмента. Выбор того или иного методического приема, с помощью которого фрагмент из художественного фильма вводится в ткань урока, зависит от цели его использования, что позволяет использовать один и тот же фрагмент на разных этапах урока. Использование художественного фильма на уроке химии уже само по себе является мощным стимулом к его просмотру, так как срабатывает эффект новизны.

Данные полученных на уроке исследований учащиеся заносят в исследовательскую карточку, которую учитель может заготовить заранее,  используя  компьютер или оргтехнику. Пустые колонки таблицы в исследовательской карточке учащиеся заполняют самостоятель­но, а затем в процессе обсуждения работы проверяют свои записи. Данные таблицы помогут им дать самостоятельно общую характеристи­ку химических подгруппы, а затем сравнить их, устанавливая признаки сходства и различия с остальными химическими элементами главной подгруппы. В конце урока предлагаем учащимся самостоятельно сделать выводы на основе проведенного сравнения и установить зависимость в изменении свойств химических элементов подгруппы от величины заряда ядер их атомов (порядкового номера).

Hosted by uCoz