Главная Беляков Евгений Васильевич,

 Беляков Евгений Васильевич

 

 

Разработка урока по теме:

Типы химических реакций.

(учебник Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин  «Химия – 8»)

 

Цель урока:

·        закрепить и  расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания;

·        научить выделять существенные признаки, которые могут быть положены в основу классификации  химических реакций;

·        рассмотреть классификацию  химических реакций по числу и составу реагирующих и образующихся веществ;

·        продолжить отрабатывать  умение учащихся расставлять коэффициенты;

·        продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать,  классифицировать, проводить анализ и синтез, обобщать материал, строить умозаключения.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Типы химических реакций», на столах у  учащихся незаполненная исследовательская карточка «Типы химических реакций».

 

Ход урока:

I.  Организационный этап.

 

 

II. Мотивационный этап.

·        Всё, что нас окружает, состоит из веществ.  Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать  полученные знания во благо.      

·        Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным   миром химических реакций.

 

 

III. Этап актуализации знаний.

·        Давайте вспомним, что мы уже знаем о химических реакциях?

Учащиеся отвечают:

- Мы знаем определение химической реакции (формулируют определение химической реакции);

-  Мы знаем признаки протекания химической реакции (перечисляют признаки протекания химической реакции);

- Мы знаем, какие условия необходимы для возникновения химической реакции (перечисляют условия, необходимые для возникновения химической реакции);

- Мы знаем примеры реакций, с которыми встречаемся в повседневной жизни (приводят примеры).

Вывод учителя: Химических реакций протекающих вокруг человека очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы   не запутаться во всём многообразии химических реакций?

- Научиться классифицировать и выявлять существенные признаки классов. (При затруднении с ответом провести аналогию с другими предметами (классификация многоугольников в геометрии, живых организмов в биологии))

·        Встречались ли мы ранее с какой-либо классификацией химических реакций?

·        Вспомните, по какому признаку мы классифицировали реакции?

·        На какие группы мы разделили реакции?

·        Какие реакции называются эндотермическими, какие кзотермическими?

·        Что понимают под тепловым эффектом химической реакции?

Постановка проблемы: можно ли классифицировать химические реакции по какому-либо ещё признаку? (слайд № 1)

Учитель обсуждает с учащимися тему урока, предлагает  сформулировать цель занятия и переходит к основному этапу урока.

 

IV. Этап выявления существенных признаков для определения типа химической реакции.

 На экране появляется слайд № 2, на котором представлены несколько химических реакций:

 

2H2 + O2 → 2H2O ;

CaO + H2O → Ca(OH)2

Cu(OH)2CuO + H2O;

2HgO → 2Hg + O2

Учитель предлагает учащимся обсудить в парах следующие вопросы:

- можно ли  выделить признак, по которому эти реакции возможно разделить на группы?

- различаются ли между собой реакции одной группы?

 

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.

V. Введение понятия  реакции соединения.

·        Учитель обращает внимание учащихся на исследовательскую карточку, которая находится перед ними на столе и сообщает, что в ходе урока постепенно предстоит заполнить все пустующие графы.  

 

На экране появляется слайд № 3, на котором представлены реакции:

 

 (1) 2H2 + O2  2H2O;

 (2) 4P + 5O2   2P2O5;

 (3) Na2O + SO3 → Na2SO4;

 (4) CaO + H2O → Ca(OH)2

 

Обсуждаются  вопросы:

- что объединяет все эти реакции?

- в чём их отличие?

- как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором  случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом – сложные вещества. Во всех   реакциях образуется одно сложное вещество.

Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко)   и, используя буквы  А, В, С,   вывести уравнение реакции соединения в общем виде:

                      A + B → AB              AB + CB → AB2C

Затем предлагается учащимся заполнить соответствующие графы таблицы в исследовательской карточке и записать определение.

 

На этапе усвоения понятия реакция соединения  учитель предлагает  из представленного списка уравнений под № II в карточке выбрать те, которые относятся к типу реакций соединения и расставить в них коэффициенты.

 

VI-VIII.  Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.

 

По такой же схеме, как и реакции соединения,   изучаются реакции разложения, замещения, обмена (слайды №,4,5,6).

 

После изучения всех типов реакций появляется слайд № 7 и проводится обобщение материала.

 

Домашнее задание:  § 21, упражнения № 1-3.

Hosted by uCoz