Беляков Евгений Васильевич
Развитие творческой активности
учащихся через создание учебных
видеофильмов
(из опыта использования
информационных технологий).
Педагогический принцип
наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения,
использования в школе наглядных пособий, соответствующих уровню развития науки
и техники. Повышение качества преподавания тесно связано
с коренным совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от
применения учителем широкого комплекса технических средств обучения и
использования современных информационных технологий. Сегодня медиа (средства массовой
коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его
социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных
аспектах). Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе
определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций,
интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления,
мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного
анализа и пр.), активизации знаний.
Работа учителя, не умеющего полноценно воспринимать аудиовизуальную
информацию, не владеющего методикой медиаобразования школьников, далека от
современных требований, предъявляемых к педагогическому процессу, нацеленному
на развитие личности. В школе XXI
века значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых
учителем в учебно-воспитательной работе. Современные технологии позволяют любому человеку
создавать свои компьютерные видеофильмы, энциклопедии, газеты, журналы,
Интернет-сайты и многое другое.
Для создания учебных и научно -
популярных видеофильмов мы в школе используем компьютер. Как известно, учебному видеофильму
принадлежит особое место в учебном процессе. С помощью фильма преподаватель
получает возможность продемонстрировать документы исторического характера,
показать учащимся устройство и работу всевозможных механизмов, технологических
процессов. Особенно велико значение фильмов, показывающих внутреннюю сущность
процессов: с помощью специальных видов съемки (замедленной, ускоренной, под микроскопом
и т. д.) и мультипликации, например, раскрываются явления на уровне
молекулярном, атомном, космическом. Динамичность в сочетании с высокими
художественными достоинствами учебных фильмов,
предельная наглядность и конкретность —
качества, воздействующие на мышление и психику детей. Огромные возможности для
развития творческих способностей открывает видеосъемка. Она теоретически доступна каждому, ее результаты
можно тут же увидеть на экране телевизора или монитора. Как и общение с
компьютерами, видеотворчество из достояния профессионалов постепенно становится
все более массовым явлением.
Для работы над проектами мы
используем компьютерные программы видео и аудиомонтажа. С их помощью можно достаточно легко обработать
весь черновой материал, выбрать из него самые интересные сюжеты, обеспечить
плавные переходы между ними со всевозможными компьютерными спецэффектами,
прокомментировать их титрами и голосом, наложить приятный музыкальный фон.
Причем сам процесс создания своего собственного видеофильма очень занимателен.
Создать учебный видеофрагмент учитель может сам (выступая в этом случае в роли
сценариста, режиссера, монтажера, художника оформителя титров, звукорежиссера и
т.д.), однако более значимо для развития учащихся, привлечение последних для
работы в творческой группе, которая будет заниматься разработкой сценария,
режиссурой, монтажом, созданием титров, озвучиванием, выводом видеофильма на
носитель (DVD-диск). Это делает возможным более
глубоко проработать учебный материал, развивает творческие
способности учащихся, умение систематизировать, сопоставлять и анализировать материал,
дает учителю и ученикам возможность
творить и фантазировать, моделировать взаимное общение, делая его активным и
интересным. В ходе работы над проектом совершенствуются приемы и навыки работы
с оборудованием, которое используется для создания фильма (видеокамера,
компьютер), осваивается новое программное обеспечение (видеоредакторы, звуковые
редакторы, графические редакторы и т.д). В ходе работы учитель добивается
высокой результативности в усвоении знаний и формировании умений;
формирует умение сотрудничать; у учащихся формируются мотивы обучения,
развиваются гуманные отношения между детьми; развиваются привычки учебной
деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Работа над проектом разбивается
на несколько этапов:
1. Проработка учебной литературы, поиск сайтов сети Internet по теме проекта.
2. Отбор материала.
3. Создание сценария фильма.
4. Съемка цифровой камерой или подбор
готового видеоматериала (видеофрагментов) из художественных или
научно-популярных фильмов.
5. Копирование полученных видеоданных на
жесткий диск компьютера.
6. Монтаж видео в редакторе. На этом
этапе устанавливается порядок видеофрагментов и вырезаются ненужные.
7. Добавление эффектов и создание
титров.
8. Запись дикторского сопровождения на
жесткий диск
9. Регулировка звука, добавление
аудиоэффектов, наложение музыки.
10. Сохранение проекта и запись на DVD
носитель.
Нами создано несколько фильмов: учебный - «Бензол: история
открытия и строение молекулы» и научно-популярные фильмы «Као-учу или слезы
дерева», «Укрощение огненного демона или как приручили… взрыв». Для создания
видеоряда использовались как собственные съемки, так и фрагменты из
художественных фильмов (с ссылкой на авторов художественного фильма).
Фотографии, рисунки, портреты ученых либо оцифровывались с помощью сканера, либо использовались найденные в сети Internet. Озвучивание фильмов производилось с
использованием компьютера: звук диктора записывался на жесткий диск, а затем
вставлялся в проект.
Фильм «Бензол: история открытия и
строение молекулы» создан для использования на уроке органической химии в 10
классе по теме «Бензол». Автор этих строк с уроком, где применялся данный видеофильм стал
победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».
Конкурс проходил с 15 по 21 марта 2007 года в г. Москве. Все участники финала
должны были представить аргументированную презентацию своего урока и обосновать
его результативность и правильность подбора методических приемов к нему.
Научно- популярные фильмы «Као-учу
или слезы дерева», «Укрощение огненного демона» также могут быть использованы
учителем при изучении соответствующих тем курса «Органическая химия» в 10
классе.