Главная Вперед ВВЕДЕНИЕ

Беляков Евгений Васильевич

 

 

Развитие творческой активности учащихся через  создание учебных видеофильмов

(из опыта использования информационных технологий).

 

           Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обуче­ния, использования в школе наглядных пособий, соответствую­щих уровню развития науки и техники.   Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что в свою очередь зависит и от применения учителем широкого комплекса технических средств обучения и использования современных информационных технологий.  Сегодня медиа (средства массовой коммуникации) - комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах). Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний.  Работа учителя, не умеющего полноценно воспринимать аудиовизуальную информацию, не владеющего методикой медиаобразования школьников, далека от современных требований, предъявляемых к педагогическому процессу, нацеленному на развитие личности. В   школе XXI века значительно расширился арсенал средств обучения, повседневно применяемых учителем в учебно-воспитательной работе. Современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные видеофильмы, энциклопедии, газеты, журналы, Интернет-сайты и  многое  другое. 

           Для создания учебных и научно - популярных видеофильмов мы в   школе используем компьютер.  Как известно, учебному видеофильму принадлежит особое место в учебном процессе. С помощью фильма преподаватель получает возможность продемонстрировать документы исторического характера, показать учащимся устройство и работу всевозможных механизмов, технологических процессов. Особенно велико значение фильмов, показывающих внутреннюю сущность процессов: с помощью специальных видов съемки (замедленной, ускоренной, под микроскопом и т. д.) и мультипликации, например, раскрываются явления на уровне молекулярном, атомном, космическом. Динамичность в сочетании с высоки­ми художественными достоинствами учебных  фильмов, пре­дельная наглядность и конкретность качества, воздействую­щие на мышление и психику детей. Огромные возможности для развития творческих способностей открывает видеосъемка. Она  теоретически доступна каждому, ее результаты можно тут же увидеть на экране телевизора или монитора. Как и общение с компьютерами, видеотворчество из достояния профессионалов постепенно становится все более массовым явлением.   

          Для работы над проектами мы используем компьютерные программы видео и аудиомонтажа. С  их помощью можно достаточно легко обработать весь черновой материал, выбрать из него самые интересные сюжеты, обеспечить плавные переходы между ними со всевозможными компьютерными спецэффектами, прокомментировать их титрами и голосом, наложить приятный музыкальный фон. Причем сам процесс создания своего собственного видеофильма очень занимателен. Создать учебный видеофрагмент учитель может сам (выступая в этом случае в роли сценариста, режиссера, монтажера, художника оформителя титров, звукорежиссера и т.д.), однако более значимо для развития учащихся, привлечение последних для работы в творческой группе, которая будет заниматься разработкой сценария, режиссурой, монтажом, созданием титров, озвучиванием, выводом видеофильма на носитель (DVD-диск). Это делает возможным  более глубоко  проработать  учебный материал, развивает творческие способности учащихся, умение систематизировать, сопоставлять и анализировать материал, дает учителю  и ученикам возможность творить и фантазировать, моделировать взаимное общение, делая его активным и интересным. В ходе работы над проектом совершенствуются приемы и навыки работы с оборудованием, которое используется для создания фильма (видеокамера, компьютер), осваивается новое программное обеспечение (видеоредакторы, звуковые редакторы, графические редакторы и т.д). В ходе работы учитель добивается высокой результативности в усвоении знаний и формировании умений;   формирует умение сотрудничать; у учащихся формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми; развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

            Работа над проектом   разбивается на несколько этапов:

1.     Проработка учебной литературы, поиск  сайтов сети Internet по теме проекта.

2.     Отбор материала.

3.     Создание сценария фильма.

4.     Съемка цифровой камерой или подбор готового видеоматериала (видеофрагментов) из художественных или научно-популярных фильмов.

5.     Копирование полученных видеоданных на жесткий диск компьютера.

6.     Монтаж видео в редакторе. На этом этапе устанавливается порядок видеофрагментов и вырезаются ненужные.

7.     Добавление эффектов и создание титров.

8.     Запись дикторского сопровождения на жесткий диск

9.     Регулировка звука, добавление аудиоэффектов, наложение музыки.

10. Сохранение проекта и запись на DVD носитель.

           Нами создано  несколько фильмов: учебный - «Бензол: история открытия и строение молекулы» и научно-популярные фильмы «Као-учу или слезы дерева», «Укрощение огненного демона или как приручили… взрыв». Для создания видеоряда использовались как собственные съемки, так и фрагменты из художественных фильмов (с ссылкой на авторов художественного фильма). Фотографии, рисунки, портреты ученых либо оцифровывались с помощью сканера,  либо использовались найденные в сети Internet. Озвучивание фильмов производилось с использованием компьютера: звук диктора записывался на жесткий диск, а затем вставлялся в проект.

             Фильм «Бензол: история открытия и строение молекулы» создан для использования на уроке органической химии в 10 классе по теме «Бензол». Автор этих строк с уроком, где применялся данный  видеофильм   стал победителем  Всероссийского конкурса  педагогического мастерства «Мой лучший урок». Конкурс проходил с 15 по 21 марта 2007 года в г. Москве. Все участники финала должны были представить аргументированную презентацию своего урока и обосновать его результативность и правильность подбора методических приемов к нему.

           Научно- популярные фильмы «Као-учу или слезы дерева», «Укрощение огненного демона» также могут быть использованы учителем при изучении соответствующих тем курса «Органическая химия» в 10 классе.

 

Hosted by uCoz